Союз Ветеранов Судостроения

История создания Союза

Наша история
Трудом работников многочисленных верфей, заводов, центральных конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов Ленинграда в послевоенные годы были подняты из руин судостроительные предприятия и в 1950-1980 годы был создан крупнейший промышленный потенциал, на основе которого наша Родина смогла построить мощный гражданский и Военно-морской флот.

Созданные в те годы суда и боевые корабли эксплуатируются и в настоящее время. В те далёкие годы нам посчастливилось учиться и работать под руководством выдающихся учёных, специалистов, мастеров и организаторов судостроительной отрасли. Мы помним всех и ценим их вклад в общее дело.

Наступило жестокое лихолетье 90-х годов. Исчез Советский Союз, рушилась промышленность новой России, в том числе и судостроение. Часть судостроительных предприятий перешла в частную собственность, часть перестала существовать. Люди, посвятившие свою жизнь укреплению военной (военно-морской флот) и экономической (торговый флот) мощи страны, стали никому не нужны, растерялись в новых условиях и были выброшены из общественной и культурной жизни города. Особенно пострадали неработающие пенсионеры, ветераны труда, инвалиды, как наименее защищённая в социальном плане часть старшего поколения.
Необходимо было объединить людей, предоставить им возможность общения, почувствовать, что они не одиноки, что только объединившись они смогут решать свои проблемы, передавать свои знания и опыт другим, особенно молодёжи.

Такое объединение ветеранов судостроения» предложили создать: Ф.Ж. Энин - председатель Совета ветеранов Балтийского завода, И.В. Бессонов – председатель Совета ветеранов «Северной верфи», С.П. Максименко – председатель Территориальной организации профсоюза судостроения.
Союз Ветеранов Судостроения был создан 27 сентября 2000г.
27 сентября 2000 года состоялось учредительное собрание, на котором была создана Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Союз ветеранов судостроения», а 24 ноября 2000 года утвержден и зарегистрирован в Министерстве юстиции Устав СВС.

За счет ветеранских средств ОАО «Балтийский завод» и ОАО «Северная верфь» были изготовлены членские билеты и учетные карточки. Территориальная организация профсоюза работников судостроения (ТОПРС) изыскала возможность выделить СВС комнату, мебель, телефон с городским номером, компьютер, сейф. И в путь!


Началась работа по привлечению в СВС ветеранов судостроения. Эта деятельность имела два направления:
  • информировать людей о существовании СВС
  • искать и реализовывать возможность деятельности на общественных началах.
К октябрю 2000 года была разработана и принята структурная схема СВС и создан инициативный совет. С помощью юридического отдела ТОПРС решили вопрос о предоставлении бесплатных юридических консультаций членам СВС. По информированию о создании СВС было разработано и размножено «Обращение к пенсионерам судостроителям», которое вручалось председателям профкомов, где не созданы были Советы ветеранов. Одновременно была подготовлена статья «Ветераны судостроения» и опубликована в «Информационном бюллетене работников судостроения» и в издании Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Единство».

Руководителям предприятий отрасли было передано письменное приглашение о вступлении в состав СВС коллективными членами – Советов ветеранов их предприятий. Члены совета СВС присутствовали на собраниях ветеранов предприятий отрасли и выступали с информацией о «Союзе ветеранов судостроения».

Другим направлением деятельности является культурно-массовая работа, которую организовала с замечательным результатом Харикова Рогнеда Семеновна.
Прежде всего, были установлены постоянные контакты с администрацией театров и концертных залов города, что дало возможность посещения членами СВС спектаклей и концертов бесплатно или по льготным билетам. Были организованы персональные поздравления по телефону членов СВС с днем рождения. Внимание к пенсионерам сыграло положительную роль. Информация о работе СВС быстро разошлась среди пенсионеров отрасли и они стали вступать в общественную организацию.
Совместно с ТОПРС удалось внести в коллективные договоры предприятий отдельной строкой расходы на деятельность Советов ветеранов предприятий.

Все перечисленное – это самое начало деятельности Союза. В Совете собрались активные, инициативные ветераны, не жалеющие затрат собственных сил и личного времени. Всем хотелось помочь пенсионерам вновь обрести коллектив.

Стояли у истоков создания СВС и активно работали ветераны: Л.Н. Горяйнова, Т.Ф. Крюк, В.А. Кузнецова, Е.Г. Бунина, В.Б. Ершова, Р.С. Харикова, Л.В. Луковская. Позднее пришли другие активисты – Т.В. Исакова, Н.И. Воробьёва, Д.М. Лужина, И.М Старобинец, Л.М. Буглай, Л.С. Платонова, Е.Б. Подгорная, Т.В. Гавриш.
Активисты Союза работают на общественных началах, единственный штатный работник – бухгалтер с окладом на уровне минимальной оплаты труда. Финансирование всей деятельности СВС осуществляется за счет членских взносов, спонсорской поддержки отдельных предприятий судостроительной отрасли, а также субсидий, получаемых от Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на конкурсной основе наиболее значимых социально-экономических программ.

«Союз ветеранов судостроения» возглавляли председатели:
  • Феликс Жанович Энин (2000-2002 годы);
  • Иван Васильевич Бессонов (2002-2004 годы);
  • Юрий Моисеевич Мохов (2004-2006 годы);
  • Анатолий Иванович Затчаев (2006-2020 годы);
  • Леонид Фёдорович Данилов (с 2021 по настоящее время).
Большую помощь председателям в работе СВС на этапе становления организации и обращения по сложным вопросам в высшие эшелоны власти оказывали и заместители председателя СВС Кирилл Александрович Никитин и Юрий Иванович Захаров, Заместитель председателя ТОПРС Алифтина Григорьевна Гринько и начальник оргинформотдела ТОПРС Борис Алексеевич Шауло.